+7(920)793-00-33
г. Тула, Пролетарский район, Немцова 5
Пн - Пт с 10:00 до 18:00
12.10.2011

Психолого-педагогическое исследование проблемы развития художественных умений и навыков у младших школьников.

12.10.2011

Вопросы, которые связаны с развитием художественных умений и навыков у младших школьников, находятся в поле зрения многих зарубежных и отечественных специалистов, в первую очередь психологов. Основой полагается вопрос о том, как нетрадиционные техники рисования могут повлиять на развитие умений и навыков в творческом направлении.
Здесь мы подробнее разкажем о самой проблеме.

Так в одной из областей ФГОС НОО подробней раскрыто решение вопроса по развитию художественных умений и навыков, это связано с тем, что их развитие оказывает большое влияние на воображение, фантазию и самовыражение. Такой ее статус продиктован очевидным фактом, что из-за недостатков умений и навыков, которые необходимы для создания рисунка, ученики не могут передать какой-либо представляемый в голове образ и в следствии чего, может развиться сильная неуверенность в себе.

Но что же такое художественные умения и навыки. Художественный навык - умения выработанные упражнениями в определенной сфере искусства, характеризующие степень освоения этой деятельностью как в мировоззренческом плане, так и в техническом умение выбрать подходящие идеи средства  и навыки, делающие эти средства эффективными.

 На сегодняшний день многие педагоги и психологи считают, что использование нетрадиционных техник рисования способствуют дальнейшему развитию художественных умений и навыков.

Анализ научной литературы показывает, что единого определения умения нет. «Одна из основных причин существующего положения заключается в отсутствии единой теоретической концепции. Например, Н.Д. Левитов под умением понимает «успешное выполнение действия или более сложной деятельности с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий». К.К. Платонов умением называет «способность устанавливать взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами её выполнения». Умения носят сознательный характер выполнения действия с возможностью перехода в творчество», - констатирует В.А. Сластенин. Умение, - указывает Л.Ф. Спирин - требует не автоматического, а творческого использования сил, знаний, навыков.

Общими условиями, обеспечивающими функционирование умения, являются:

а) понимание учеником обобщенного правила;

б) обратная связь в решении новых задач.

По мнению В.Г. Рындак: «умение - это совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях. Проходя через ряд этапов умение, в конечном счете, перерастает в мастерство».

В частности, в энциклопедии по педагогике умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется умение путем многократных упражнений и дает возможность выполнения действия в изменившихся условиях. Обычно умения соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания.

У учащихся на протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные знания, причем сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится «навыками».

По мере овладения навыки совершенствуются. Приобретённые человеком навыки могут стать показателем уровня его общего умственного развития и качеств ума. Уровень навыков считается высоким, если у ребёнка прослеживается возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. А при высокоразвитых навыках действие может выполняться в разных вариантах. У детей младшего школьного возраста формирование изобразительных навыков проходит на занятиях по изобразительной и внеурочной деятельности.

Формирование навыков изoбразительной деятельности заключаются в спoсобности передавать форму предмета, егo строение, цвет и многие другие качества. С этими умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении. Поэтому изобразительная задача сводится к умению - как передать форму предмета посредством этих линий.

Основной задачей обучения навыков изобразительной деятельности детей, по мнению Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова, является передача своих впечатлений от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Дошкольник не имеет достаточно развитых художественных умений и навыков и поэтому ему трудно передать все характерные признаки предмета.

Для успешного развития художественных умений и навыков  в стенах школы, необходимо создать для детей определенные комфортабельные условия, творческий подход, атмосферу творческих инновационных сред, эмоциональный и психологический настрой. Дать возможность обучающемуся трудиться с интересом, желанием, эмоциональным настроем, а главное с разнообразием творческих видов деятельности. Такой подход будет влиять на организацию и развитие детей только с положительной стороны, тем самым не будет происходить переутомление и усталость, что скажется на результативности и создании новых шедевров творческой деятельности.

С позиции Г.Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих формированию художественных умений.

· создание благоприятной атмосферы, способствующей появлению новых идей и мнений, которая способна вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;

· создание психологической безопасности, климата взаимного доверия;

· восхищение каждой идеей детей;

· подготовительная работа перед занятием, когда учитель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память имеет важное значение;

·на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка), оценке художественной деятельности – одной из главных направлений работы педагога заключается в развитии самостоятельных действий детей .

Художественная деятельность – это открытие нового, создание новых возможностей в творчестве подрастающего поколения. В юных талантах зарождаются такие качества, как утверждение, самоуверенность в своих начинаниях, чувство гордости за свое искусство, уверенность в своих силах и возможностях, а самое главное – это уверенность в своем усовершенствовании, успешности. Чередование различных видов деятельности в процессе обучения дает возможность обучающимся повышать работоспособность, активность, заинтересованность, но при этом обязательное условие, необходимо хвалить детей даже за небольшие успехи в работе.

Художественное обучение младших школьников с каждым годом видоизменяется в развитии обучающихся, они становятся взрослее, самостоятельнее, активнее, стремятся к новым современным идеям, которые воплощаются через проектно-исследовательскую деятельность. Разрешая проблемные вопросы, стремление к новому, открытому, научному через поиск поставленной цели.

У обучающихся начальной школы проявляются такие качества, как самостоятельность, творческий подход, оригинальность, нестандартность, какая-то «изюминка» заложена в каждой работе ученика. Все это можно увидеть в личных произведениях искусств, в которые вложена душа каждого, обучающего в выполнении своей творческой работы.

Учитель начальных классов обязан развить в каждой личности художественные способности, развить креативные возможности, мышление, умение работать руками, развивать моторику.  Все-таки любое творчество начинается с самого главного – это желания ребенка творить что-то своими руками.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Данный возраст наиболее благоприятен для развития художественных способностей. В связи с этим особую значимость приобретает привлечение детей к рисованию.

Развитие художественных способностей воздействует на различные личностные качества ребёнка – эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые.

В научной литературе существует множество трактовок и определений термина «способности». В отечественной науке они делятся на два основных подхода к данной проблеме: личностный подход и деятельностный подход. Говоря о личностном подходе к определению способностей, стоит обратиться к работе Л.С. Выготского, в которой способности рассматриваются как личностные качества индивида, наследуемые и передаваемые. Согласно мысли Л.С. Выготского, в человеческой культуре, складывающейся в ходе исторического процесса, отложились и материализовались человеческие способности, а именно процессы определенного уровня организации.

Автор дает три характеристики способностей.

Во-первых, способности следует понимать, как существующие в культуре человечества способы взаимодействия с действительностью.

Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого развития.

И третье – развитие способностей характеризуется через осознание, осмысление ребенком достижений общечеловеческой культуры.

Стоит отметить, что многие авторы рассматривают способности через деятельностный подход. В таком случае способности будут описываться как индивидуально-психологические качества личности, возникающие на основе задатков, обуславливающие успешное выполнение деятельности [4].

Художественные способности – это психологические особенности индивида, которые являются возможностями успешного осуществления им творческой деятельности. Развитие художественных способностей основывается на соответствующих задатках.

Художественные способности можно развить и сформировать у любого здорового ребёнка. В связи с этим в психологии способностей выделяют основные и вспомогательные свойства.

К основным свойствам художественных способностей относят:

свойства творческого воображения и мышления, которые обеспечивают отбор главного, наиболее весомого и характерного в явлениях действительности, конкретику и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

свойства зрительной памяти, которые способствуют созданию красочных зрительных образов в сознании художника, и помогает в успешном преобразовании их в художественный образ;

эмоциональное отношение, развитие эстетических чувств к воспринимаемому и изображаемому явлению;

волевые свойства личности, которые обеспечивают практическое воплощение творческих замыслов.

К вспомогательным свойствам относятся:

свойства зрительного анализатора помогающие чувствовать фактуру поверхности и свойств предметов;

сенсомоторные качества, которые обеспечивают быстрое и точное усвоение новых техник в рисунке, в живописи .

В нашей стране происходят глобальные изменения в образовании по подготовке подрастающего поколения – развить таланты, уметь творчески, креативно подходить к решению задач, уметь быстро решать и находить оптимальные решения в быстроменяющемся потоке информации.

В обновленном образовательном стандарте главной задачей является всесторонне развитие ребенка. Поэтому в образовательном стандарте особое место отводится практической деятельности, подходу к личной деятельности и приобретению знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, младший школьный возраст является особенно благоприятным для художественного развития в области изобразительного искусства.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: